[Нирса, Нерса (Нарсей), Нарсе (Нарса, Нарсет)], [сир. , ; греч. Νιρσᾶς (Νηρσᾶς) καὶ ᾿Ιωσήφ; лат. Nersa (Narsai) et Ioseph] († 343), мученики (пам. греч. 20 нояб.; пам. зап. 10 нояб.), казненные в пров. Бет-Гармай (ныне Сев. Ирак) вместе с другими христианами. Основным источником сведений о Н. и И. является краткое сир. Мученичество (BHO, N 806; изд.: ActaSS Orient. P. 97-99; Bedjan. Acta. T. 2. P. 284-286), составленное не позднее V в., к-рым датируется самая ранняя содержащая этот текст рукопись (Vat. syr. 160). Автор сочинения, вероятно, не был очевидцем или современником событий, к-рые описаны кратко, без к.-л. деталей. Тем не менее в исследовательской лит-ре отмечается, что исторические и географические сведения Мученичества вполне достоверны.
Согласно Мученичеству, Н. занимал епископскую кафедру в Шахаркарте близ Карка-де-Бет-Селох (ныне Киркук, Ирак), на территории пров. Бет-Гармай, И. был его учеником. Период служения Н. и И. совпал с резким ухудшением положения христ. общин на территории державы Сасанидов, начавшимся в 340 г.: после легализации христианства в Римской империи приверженцы этой религии стали рассматриваться в качестве агентов враждебного Ирану гос-ва (подробнее см. в ст. Гонения на христиан в доисламском Иране). На 4-м году преследований шах Шапур II (309-379) посетил Шахаркарт, где 80-летний Н. и молодой И. как христиане были взяты под стражу и принуждаемы к отречению от своей веры. Автор Мученичества вложил в уста Н. речь, в которой тот объяснил Шапуру невозможность исполнить его приказание. После этого шах вынес Н. и И. смертный приговор. По мнению исследователей, дата мученической кончины Н. и И.- 10-е число 2-го месяца тишри (10 или 12 нояб.) 343 г., обозначенная в тексте, является верной.
Традиция, согласно к-рой Н. и И. пострадали вместе с большим числом др. лиц, восходит к сир. источникам. Так, уже к тексту Мученичества был добавлен перечень сомучеников Н. и И. с краткими характеристиками каждого из них (ActaSS Orient. P. 99-103; Bedjan. Acta. T. 2. P. 286-289; подробнее см.: Sauget. 1967. Col. 735-740). Список открывают имена Иоанна, Шапура и Исаака, занимавших в разное время кафедру Шахаркарта (все - в правление шаха Шапура II), далее следуют имена пресвитеров Исаака и Папы. Затем перечислены «сын Завета» ( ), т. е. член аскетической протомонашеской общины (встречающееся иногда в литературе именование «монах» (см., напр.: Sauget. 1967. Col. 736, 739-740) применительно к данному периоду некорректно), Уганам (Вагунам), евнух Гугштазад (Гугиштазад), миряне Сасан, Зарун, Ной, Тимай, мирянка Байута, «дщери Завета» ( ) Текла, Динак, Татун, Мама, Мзакья, Ана, Авьят, Хаттай и Мамлака.
Н. также упомянут как епископ Шахаркарта в Сирийском Мартирологе (411 г.) среди др. епископов-мучеников. В этом же календаре обозначены имена епископов Иоанна и Шапура, кафедра к-рых находилась в г. Карка-де-Бет-Селох, и пресвитеров Исаака и Папы (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 24, 25).
В «Церковной истории» Созомена (V в.) рассказывается о многочисленных епископах, пострадавших при Шапуре II, среди к-рых упомянуты Иоанн, Савор (Шапур), Исаак и Папа (Sozom. Hist. eccl. II 13).
В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 20 нояб. помещена память Н. и И., а также «прочих, скончавшихся с ними в Персии». Как и в сир. текстах, Н. именуется епископом (без указания кафедры), И.- его учеником. Согласно краткому сказанию, Н. было 80 лет, И.- 85. Вместе с ними пострадали многие, не названные по имени епископы, иереи и проч. духовные лица, а также девы и жены. Все они были подвергнуты пыткам и т. о. приняли мученический венец (SynCP. Col. 241). В сказании об этих святых из Минология имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сообщается, что И., один из многочисленных учеников Н., впосл. за духовную добродетель был возведен им в сан епископа. На суде Н. и И. заявили, что даже если персид. шах, 7 раз убив их, сможет потом вернуть их к жизни, то все равно тем самым он не отлучит святых от любви Христовой. После этих слов Н. и И. отрубили головы (PG. 117. Col. 169-170). Сходная заметка содержится в греч. стишном Синаксаре XIII в. (Paris. gr. 1624). По аналогии с сир. источниками в греч. синаксарях и минологиях вслед за сказанием о Н. и об И. следуют заметки о других персид. мучениках, вероятно пострадавших в то же время. Так, в Синаксаре К-польской ц. поминаются Иоанн, Саворий (Шапур), Исаакий и Папий, которые были пресвитерами в г. Вифсалохон (Карка-де-Бет-Селох). Святых схватили и доставили к персидскому тирану на суд за то, что они проповедовали персам Христа и многих отвратили от языческого нечестия. После бичевания и пыток мучеников вывели за городские стены и вместе с аскетом Онамом забили камнями (SynCP. Col. 243). В Минологии имп. Василия II Иоанн, Саворий и Исаакий названы епископами, вместе с к-рыми пострадали пресвитеры Дапий и Исаакий (PG. 117. Col. 169-172). В нек-рых списках визант. синаксарей (напр., Messan. 103, XII в.) Дапий именуется Агапием, в др. рукописях (напр., Ambros. B. 104. Sup., XII-XIII вв.) вместо Дапия или Агапия указан Папа, к-рый, как и Исаакий, назван епископом. Под тем же днем в Синаксаре К-польской ц. и в Минологии имп. Василия II обозначена память евнуха Воифазата (Гугштазад) и Сасана, а также мужей и жен, пострадавших с ними. Воифазат с младенчества был христианином; он не стал поклоняться солнцу и огню и был схвачен вместе с Сасаном и многими другими христианами, которые после жестоких пыток предали Богу души. В то же время были обезглавлены жены-отшельницы Фекла (Текла) и Анна и с ними многие другие; 3 девы, не названные по имени, посечены мечами. На месте, где была пролита кровь мучеников, выросла смоковница, от которой верующие получали исцеления. Позднее манихеи, ненавидевшие чудеса Божии, срубили дерево (SynCP. Col. 243-244; PG. 117. Col. 172). В нек-рых визант. Синаксарях обозначены имена пострадавших с Воифазатом и Сасаном: Ноилмар, Заруандин (Зарун); к женам-отшельницам Анне и Фекле добавлены Вауфа (Байута), Динах (Динак), Тендус, Мама, Малохия; также приводятся имена приснодев: Нана, Асти и Малах (SynCP. Col. 243-244).
Ассемани на основании изданных им мученических актов датировал кончину епископов Шапура и Исаакия 399 г. (ActaSS Orient. P. 97).
В Римском Мартирологе, подготовленном в 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Баронием, содержится под 20 нояб. краткое упоминание о епископе Н. и пострадавших с ним (MartRom. P. 534; MartRom. Сomment. P. 535). В современной редакции Римского Мартиролога память Н. и И. обозначена под 10 нояб.; в краткой заметке Н. назван епископом и старцем, И.- его учеником и юношей (MartRom. (Vat.). P. 582).